«Если знаешь его и знаешь себя, сражайся хоть сто раз, не познаешь горечи поражения»,
Сунь Цзы
Прежде, чем принять решение об участии в выборах, задайте себе вопрос «Почему и с какой целью я иду в политику?» Если у вас нет четких ответов, то скорее всего вы зря потратите свои и чужие деньги, время и силы на предвыборную кампанию. Причины похода в политику лежат в области вашей психики, психологического профиля, личных потребностей и даже комплексов.
Чем раньше вы поймете природу свою стремления в политику, тем сильнее вы станете. Этим вы поможете своему политическому консультанту (менеджеру кампании) сократить количество проколов в ходе кампании и, возможно, избежать ее провала.
На стадии знакомства грамотный и опытный политтехнолог постарается сразу составить ваш психологический профиль, вас будут тестировать, изучать, чтобы определить сильные, полезные и слабые стороны вашего характера. Ведь руководителю кампании и другим членам команды работать с вами, а вы, как кандидат, должны будете выдерживать психическое давление, стрессы, нападки, вы будете на виду и вам нужно будет сохранять лучшее из своих лиц.
Психологи рекомендуют использовать эти тесты, но привлеченный к работе в штабе специалист может предложить и другие:
Изучение психотипов и качеств вашего характера доверьте опытным специалистам, психологам. О функционале и роли психолога в штабе я буду писать в дальнейшем, но уже сейчас вы можете ответить на вопросы анкет и почитать о себе много нового. Если вы уже видите необходимость привлечения к работе специалистов, то обратитесь в Ассоциацию профессиональных политических консультантов или непосредственно ко мне.
Обратите внимание, что ваш психотип ляжет в основу выбора вашего же предвыборного образа. Выбор должен быть точным, а он наполовину предопределяется чертами вашей личности и на половину электоральными ожиданиями.
В 2017 году меня пригласили консультировать лидера молодой политической силы, человека, который ранее не имел опыта участия в выборах. Конечно, я сразу предложил ему пройти тестирование по опроснику Шмишека. Получив результаты, я очень удивился и был вынужден засекретить их. Выявленный тип акцентуации личности не соответствовал целям и задачам партии. Грубо говоря, такому человеку вообще не стоило заниматься политикой, но амбиции его были велики. В процессе работы часто проявлялись худшие качества лидера партии, которые привели к ряду ошибок в управлении партией. В результате, работникам штаба приходилось терпеть это несоответствие и, к сожалению, через время партия свела свою деятельность к минимуму, впрочем, как и большинство политических проектов в Украине.
Итак, вы узнаете какой вы человек, но нужно будет определить ваши жизненные цели или цели вашего похода в политику. Даже если вы уже принимали участие в выборах и, возможно, побеждали, то все равно рекомендуем задать себе несколько полезных вопросов по одной из нескольких доступных каждому практик.
Возьмите, например, технику «Пяти почему (Что к этому привело?)». Изначально развивать теорию причинно-следственных связей начал еще древнегреческих философ Сократ, а конкретно правило «Пяти почему» разработал Сакита Тоёда — основатель компании Toyota. Техника хороша для выяснения первопричин в решении различных задач.
Людям, которые хотят стать политиками или менеджерами, я рекомендую еще и практику «Пяти зачем». Оно позволяет отсекать ненужные идеи и пустые инициативы, которые могут в неизмеримых количествах сыпаться со всех сторон и отвлекать от основного плана кампании. Рекомендую применять «Пять почему», чтобы находить причины проблем или поступков, а практику «Пяти зачем» для обоснования целей. В разработке проектов выявление и понимание проблемы помогает поставить цели. Количество вопросов может быть больше пяти.
Посмотрите примеры применения «Пяти почему (Что к этому привело?)» и «Пяти зачем (С какой целью?)», чтобы понять различия между ними. В литературе вы можете найти и другие примеры.
Пять почему | Пять зачем |
1. Почему автомобиль остановился? | 1. Зачем вы собираете каштаны? |
Потому что была перегрузка, и полетел предохранитель. | Я их хочу закопать на пустыре за своим домом. |
2. Почему была перегрузка? | 2. Зачем вам их закапывать на пустыре? |
Потому что подшипник был плохо смазан. | Я хочу, чтобы через время на пустыре выросли деревья. |
3. Почему подшипник был плохо смазан? | 3. Зачем вам деревья вокруг дома? |
Потому что насос, подающий смазку, плохо работал. | Чтобы они создавали тень и защищали двор от шума и пыли. |
4. Почему он плохо работал? | 4. Зачем вам защищать двор таким способом? |
Потому что поршень износился и разболтался. | Чтобы через годы во дворе и в доме было уютно и комфортно. |
5. Почему поршень износился? | 5. Зачем вам уют и комфорт через годы? |
Потому что не поставили фильтр, и в поршень попала металлическая стружка. | Чтобы дети моих детей с удовольствием у меня гостили. |
Обычно на первой встрече с потенциальным работодателем на выборах я задаю ему много вопросов и, как правило, отговариваю начинающего политика от участия в кампании. Я создаю давление на него, чтобы определить степень психологической устойчивости кандидата и его представление об истинных мотивах и целях. В выборах люди участвуют, исходя из двух принципов: военного и олимпийского. Первый гласит, «победа любой ценой», второй, — «главное не победа, а участие».
Выборы — занятие дорогое и хлопотное. Чем выше их уровень, тем более дорогими и хлопотными они становятся. Почему же политики, предприниматели, чиновники, ученые и даже спортсмены так хотят попасть в исполнительные или законодательные властные структуры? Возможно, наиболее цинично и прямо на этот вопрос ответили политологи А. В. Пониделко и А. В. Лукашев в своей книге «Черный РR»: «Политик не рискует деньгами и имуществом, политик не отвечает за свои слова. Достаточно научиться складно врать, ввертывая мудреные словечки, в основном иноязычного происхождения. Политик не создает национального богатства и не приносит пользу обществу, поскольку он является паразитом на теле налогоплательщика. Поэтому быть политиком очень выгодно. Именно поэтому в парламенте страны появились новые «слуги народа», ранее известные как «предприниматели».
Утверждение спорное, во-первых, политики и система выборов являются неотъемлемой частью любого свободного общества, а во-вторых, среди политиков есть вполне приличные люди, действительно болеющие за страну, народ и его благополучие. В любом случае, если у потенциального кандидата нет четких ответов, то лучше отказаться от сотрудничества с ним – к победе с таким человеком не прийти. Да и таких людей в политике должно быть как можно меньше.
Я знаю политтехнологов, которые тщательно «отбирают» кандидатов, то есть устраиваются в штабы к тем, кто имеет наибольшие шансы победить. У таких политтехнологов отличное резюме – до 100% побед, но на поверку может оказаться, что их влияние, да и знания процессов выборов минимальны. Знайте, гарантировать 100% успех на выборах невозможно! У каждого политтехнолога есть как и победы, так и поражения, и я не исключение. Прежде, чем нанять политтехнолога или консультанта изучите его практику и тоже не стесняйтесь задавать свои вопросы. По стилю общения вы поймете, кто перед вами.
Следует отметить, что и стратегия, и имидж кандидата серьезно отличаются в тех случаях, когда кандидат просто участвует в выборах или он всеми силами стремится к победе. Цель обуславливает и разные затраты, и уровень эмоционального напряжения, и отношения с конкурентами. Если человек идет на выборы не за победой, а с тем, чтобы занять нужное место в областной администрации, то ему не имеет смысла ссориться с представителями местной элиты, а вот если он всё поставил на карту ради триумфа, то ему не обойтись без резких действий в адрес своих соперников.
Еще раз обращаю внимание, цель кампании должна быть известна не только кандидату, но и руководству его штаба — в противном случае возможны досадные недоразумения.
В 2006 году я был приглашен поработать на выборах в Приморском крае (Владивосток, РФ). Двое успешных бизнесменов решили принять участие в выборах депутатов краевого законодательного собрания. Собрали команду, развернули офис, пригласили специалистов, в том числе и меня. Мы начали готовиться к выборам, а технику «Пяти зачем» применить местный руководитель кампании забыл. Начались совещания, которые ни к чему не приводили – как говорится, бла-бла-бла. Я решил задать несколько наводящих вопросов «А зачем?» и, к удивлению, многих выяснилось, что цели, которые обозначили себе кандидаты, можно достичь другим способом – не участвуя в выборах. Когда бизнесменам объяснили это, они приняли решение кампанию свернуть. В результате бизнесмены сберегли свои ресурсы, решили свои вопросы, а я не только получил отдельную благодарность и премию, но и сохранил репутацию грамотного и дальновидного политконсультанта. Могли ведь и проиграть.
Существует множество причин толкающих людей в политику, начиная от почти уже утраченной любви к Родине до желания укрыться от уголовной ответственности депутатским мандатом. Между этими двумя крайностями лежат и другие цели: изменить мир в соответствии со своими планами, приблизиться как можно плотнее к бюджетным средствам, навести порядок в любимом городе, войти в историю и т.д. В данном случае для нас интересней другое — когда человек, заявляя свою готовность бороться за власть, внутри себя этой готовности вовсе не испытывает, тогда он вводит в заблуждение своих друзей и противников. Итак, принцип «главное — не победа, а участие» применим, когда нужно:
- попасть в политическую элиту – повысить свою узнаваемость, не претендуя на выборный пост, но с перспективой быть назначенным на должность;
- подстраховать лидера – выстроить «бастион» вокруг основного кандидата, защищая его и нападая на оппонентов;
- испортить кому-то кампанию;
- получить опыт участия в выборах;
- заявить о себе на определенном уровне и др.
В феврале 2003 года умер мэр Запорожья Александр Владимирович Поляк. Были назначены выборы, и один из молодых предпринимателей Дмитрий Ш. решил принять участие в выборах. Пригласил группу донецких политтехнологов, в которую я тогда входил, а мы, в свою очередь, пригласили еще более опытных специалистов из Екатеринбурга (Свердловска). Вместе мы развернули штаб и начали агитацию еще до официального выдвижения кандидатов. В почтовых ящиках запорожцев появились выпуски информационного бюллетеня, в котором грамотно подавался образ Дмитрия Ш. и пункты его предвыборной программы. После трех недель такой работы мы сделали социологический замер, который показал +10% к рейтингу мало кому известного предпринимателя. Эти же цифры видели и основные конкуренты. Через некоторое время состоялись переговоры с наиболее вероятным победителем на досрочных выборах мэра Запорожья. Наш кандидат точно знал, что попросить у главного претендента. В итоге, Дмитрий Ш. получил желаемые преференции по бизнесу, и не стал баллотироваться.
С другой стороны, если политик определился и с целью, и с методами ее достижения, ответил на все вопросы консультанта и убежден, что готов принести пользу обществу, тогда договаривайтесь и работайте на полную катушку – по принципу «победа любой ценой!»
В этом случае цели кампании могут быть следующими:
- одержать сокрушительную победу – более 70% голосов;
- одержать победу среди других претендентов – получить простое большинство голосов;
- «украсть» у кого-то голоса – разделить электоральные группы с кандидатом из противоположного лагеря, при этом побеждает основной кандидат.
Как видите, в каждом случае речь идет конкретных значениях, о цифровом выражении результата. То есть победа на выборах – это, все-таки, математика. В последующих материалах я буду приводить даже формулы, чтобы показать вам, предвыборная кампания – это всегда четкий расчет.
Не лишним будет напомнить, что выборы — это и шанс выиграть, и риск проиграть. Поэтому очень тщательно подходите к принятию своего решения об участии в выборах. Вы должны четко представлять, что приобретёте и что потеряете в результате похода в политику. Упражнение «Насколько сильно мне это надо?» поможет вам в этом.
Если вы делаете политическую карьеру в партии, то вам полезно будет ответить еще и на Пять важных вопросов для партийных лидеров.
Упражнение «Насколько сильно мне это надо?»
Инструкция: Максимально честно и вдумчиво ответьте на эти вопросы:
Что я могу получить полезного и важного для меня, если буду участвовать в борьбе за выборный пост? | Что я могу потерять важного для меня, чем я рискую в случае участия в борьбе за выборный пост? |
Что я потеряю, если не буду участвовать в борьбе за выборный пост? | Что у меня останется хорошего, даже если я не буду участвовать в борьбе за выборный пост? |
Доводы в пользу участия в политической борьбе | Доводы против участия в политической борьбе |
Упражнение «Пять важных вопросов для партийных лидеров»
Что я имею? Что умею? Чем могу быть полезен для людей и партии? |
Что я делаю для развития партии и улучшения жизни окружающих меня людей? |
Как я выбираю людей в команду? Кто и почему именно этот человек или группа? |
Во что я верю? Что в идеологии партии укрепляет мою веру, питает надежду и усиливает убеждения? |
Кто я такой? Каковы моя роль и статус в партии? Кем я могу стать через время? На какую выборную должность я претендую? |
Совет лидерам партии – иногда задавайте эти вопросы своим региональным представителям, чтобы находить сильные и слабые места в партийном строительстве.